Требования промышленной безопасности при ведении работ подземным способом раздел 1 общие требования. Расчет фундамента под лебедку


Крепление, монтаж и установка лебедки

Используются два основных вида крепление лебедки электрической: к раме или другим конструкциям здания либо к фундаменту. Помимо этих двух способов возможны и другие способы закрепления, такие как использование балласта, применение якоря.

Крепление к конструкции должно быть осуществлено так чтобы лебедка была установлена прочно и устойчиво. Во избежание деформаций строения требуется произвести расчет сил, которые будут действовать на конструкцию, особое внимание стоит обратить на сварные швы и толщину метала. Расчет должен быть произведен в соответствии с тяговым усилием и учетом технических характеристик самой лебедки.

Принцип крепление к фундаменту заключается в следующем, при заливки фундамента в бетон устанавливаются анкерные болты, и установка лебедки производится посредством крепления ее рамы на данные болты. Данный способ является наиболее предпочтительным, поскольку позволяет выполнить установку лебедки фактически в любом удобном для вас месте. При данном креплении лебедка будет прочно установлена и закреплена. Так же при невозможности заливки фундамента возможен вариант, при котором крепление происходит на бетонные сваи. При креплении на сваях необходимо произвести расчет размеров и глубины забивание свай в соответствии с техническими характеристиками устанавливаемого оборудования.

Монтаж лебедки с использованием якоря связаны некоторые трудности. Горизонтальный якорь может представлять собой одно или несколько бревен, которые горизонтально, поперек оси лебедки зарыты в землю. К середине бревна закрепляют стальной канат либо тягу, концы которого под определенным углом выводят на поверхность земли. На поверхности они стыкуются, образуя петлю. К петле якоря при помощи винтовых стяжек прикрепляют раме лебедки. Данное крепление не рассчитано на перемещение большой массы груза, поэтому такое крепление применяют в основном для такелажных работ.

Иногда для закрепления лебедки в рабочем положении применяется балласт. При использовании балласта необходимо тщательно рассчитывать массу груза, которая будет перемещаться, поскольку при данном закреплении возможно опрокидывание оборудования.

При работе с лебедками необходимо соблюдать требуемые правила по технике безопасности при работе с лебедкой. Поэтому к работе с лебедкой могут быть допущены операторы, хорошо знающие управление и устройство лебедки.

Во время эксплуатации лебедки необходимо помнить о правилах безопасности:

- категорически запрещено переступать трос во время работы механизма;

- при работе с лебедкой требуется использовать брезентовые рукавицы или перчатки с утолщениями на концах пальцев перчаток, но ни в коем случае не обычные перчатки. Использование рукавиц предпочтительно, поскольку в механизмы лебедки может засосать только рукавицу, а в случае с перчаткой возможно попадание руки;

- при сильном натяжении трос может лопнуть, это приведет к нанесению тяжелых травм окружающим рабочим. Чтобы такого не случилось, под середину натянутого троса желательно положить какой-либо тяжелый предмет, это погасить разлет хлыста при обрыве;

- рекомендуется использовать оборудование, которое продаются в комплекте с лебедкой. К примеру, блоки или полиспасты. Они дают двойной выигрыш в тяговом усилии, что может оказаться очень полезным;

- если лебедка эксплуатируется при тяжелых условиях, настоятельно рекомендуется герметизировать двигатель, дополнительно смазать редуктор, передачи, оси роликов, протянуть крепеж и проводки. Кроме этого необходимо сервисное обслуживание - разборка и смазка.

tdtali.ru

Монтаж и наладка технологического оборудования для пекарни мощностью 5 тонн в сутки (на примере ООО "Словения"), страница 3

 - 1,65 кратность среднего пускового момента по отношению к номинальному.

Тип и марка двигателя 4А 112 МА 6У3 с мощностью 3,0 кВт.

Рис.2  Мостовой однобалочный кран с электрической талью.

5 Расчёт и выбор тягового и такелажного оборудования.

5.1.1 Тяговое усилие, необходимое для перевозки оборудования, Н.

,                                                                (5.1)

где  g – ускорение свободного падения;

Q – масса оборудования вместе с листом;

f – коэффициент трения скольжения = 0,5…0,6

5.1.2 Тяговое усилие необходимое для перевозки оборудования на катках из труб по горизонтальной поверхности

,                        (5.2)

где К1и К2 – коэффициенты трения качения, соответственно, между поверхностью качения и катками и между катками и грузом для стали по стали 0,05 и для стали по дереву 0,07.

  5.1.3 Тяговое усилие необходимое для перевозки оборудования на тележке

,                        (5.3)

где   масса оборудования;

 - коэффициент.

,                        (5.4)

где - коэффициент трения скольжения в цапфах тележки;

d – диаметр осей тележки;

        К – коэффициент трения качения для колёс, равен 0,05;

D – диаметр колеса, м.

5.1.4 Расчётное тяговое усилие P необходимо увеличить на 50% при сдвиге груза с места

,      ,

 .    

Оптимальным будет перемещение груза на катках из труб по горизонтальной  поверхности .

5.2 Определение усилий, воспринимаемых строительными конструкциями

Сила, препятствующая горизонтальному смещению лебёдки:

                                                           (5.5)

где S – усилие в канате, Н;

Т – сила трения рамы лебёдки об опорную поверхность, Н.

Тс=g(Qл+Qб)f=9,8(75+0)0,5=367,5,                                                   (5.6)

где  Qл – масса лебёдки, кг;

Qб – масса балласта, кг.

Усилие воспроизводимое строительными конструкциями в точке крепления отводного блока:

P=2Sкcosа/2=2*2276,5*cos45/2=4188,76Н,                         (5.7)

где S – натяжение каната, Н;

а – угол между ветвями каната, град

5.3 Выбор каната лебёдки при перемещении оборудования.

Канаты подбирают по разрывному усилию Sраз.исходя из соотношения

                                                              (5.8)

где Smax – max усилие в канате, Н;

Кз – коэффициент запаса прочности стальных канатов

,                                                           (5.9)

где Р – расчётная нагрузка, приложенная к подвижному блоку;

а – угол между вектором усилия и ветвью каната, град;

n– общее число ветвей каната.

Диаметр канатаDк =3,8мм; площадь сечения всех проволок = 5,63мм2.

6 Расчёт фундаментов.

Исходя из габаритных размеров машины (820*1164 мм) и расположения относительно другого оборудования, принимаем индивидуальный фундамент, размер фундамента: ширина B=1020 длина L=1404мм, общая высота фундамента 500мм., высота наземной части H=10мм.

Зная размеры верхнего основания и высоту фундамента, можем определить его массу, кг:

,                        (6.1)

где  Vф – объём фундамента, м3;

 - объёмная плотность материала фундамента, кг/м3.

6.1 Статический расчёт фундамента

При статическом расчёте фундамента должно выполняться условие:

                                                           (6.2)

Условие выполняется.

6.2 Динамический расчёт фундамента

6.2.1 Определение момента инерции площади фундамента относительно оси, параллельной оси вала вальца

                                                                           (6.3) 

6.2.2 Определение момента инерции массы фундамента относительно той же оси

    ,                        (6.4)

где   м  - радиус инерции.

6.2.3 Определение частот вертикальных, вращательных колебаний и колебаний чистого сдвига

,                        (6.5)

,                        (6.6)

                        (6.7)

где  М – масса фундамента и машины, кг;

F – площадь фундамента, м2;

Cz,Cy,Cx – коэффициенты упругости грунта.

Расхождения между числом собственных колебаний фундамента и числом оборотов вальца определяют по формуле.

                                                                          (6.8)

,

,

.

7 Расчёт и выбор фундаментных болтов

Для крепления тестомесильной машины выбираем фундаментный болт с анкерной плитой из материала ВСт3Гсп5 – 140 МПа.

7.1 Этому болту соответствует:

коэффициент нагрузки X =0,55

коэффициент стабильности затяжки Кст =1,7

глубина заделки болтов в бетон Н =15d

7.2 Расчёт динамической нагрузки

                                    (7.1)

где  - расчётная вертикальная нагрузка от оборудования;

m - масса машины плюс масса продукта;

G – масса оборудования;

         уi  - расстояние от оси поворота оборудования до наиболее удалённого болта в растянутой зоне стыка;

vunivere.ru

Основные принципы крепления лебедок — Статьи — КРАНТАЛЬ М

Есть несколько вариантов закрепления устройства:

  • Использование балласта, не позволяющего лебедке сдвигаться под весом груза.
  • Применение заранее закрепленного якоря.
  • Крепление лебедки к элементам конструкции здания или к фундаменту с использованием анкерных болтов.
  • Фиксация устройства на специальной, заранее установленной раме. 

Основной принцип выбора подходящего варианта из вышеперечисленных прост: необходимо выполнить монтаж так, чтобы лебедка была закреплена максимально прочно и надежно. Чем выше устойчивость устройства, тем лучше. При этом важно учитывать не только вес груза, но также особенности балласта, якоря, фундамента или элементов конструкции. Например, неправильное крепление лебедки к фундаменту может привести к его деформации. Выполнив расчет сил и обратив внимание на характеристики устройства, можно избежать нежелательных ошибок. 

Фиксация лебедки с использованием якоря – трудоемкая работа. Важно учитывать, что такой вариант уместен только в случаях, когда вес груза сравнительно невелик. Принцип изготовления такого крепления заключается в следующем: бревно зарывают в землю, расположив его перпендикулярно оси лебедки и зафиксировав на нем канат. Концы каната выводят на поверхность под определенным углом, после чего прикрепляют их к лебедке винтовыми стяжками. Учитывайте, что такой способ фиксации оборудования чаще всего используют при проведении несложных такелажных работ, поскольку в остальных случаях он либо неудобен в реализации, либо недостаточно надежен. 

Если было решено использовать балласт, основной принцип крепления лебедки будет заключаться в выполнении необходимых расчетов с учетом массы груза и в последующем выборе и монтаже «удерживающего груза». Дело в том, что хотя такой вариант фиксации оборудования весьма удобен, у него есть и недостаток – повышенный риск опрокидывания лебедки. 

Один из самых популярных вариантов крепления таких устройств – фиксация с использованием вмонтированных в фундамент анкерных болтов. Если вы выберете этот вариант, можете не сомневаться, что оборудование будет закреплено прочно и надежно. К сожалению, такой вариант недоступен, если нет ни заранее подготовленного фундамента, ни возможности залить поверхность бетоном и вмонтировать болты. В этом случае можно использовать вариант фиксации оборудования на сваях. Принцип заключается в следующем: после выполнения расчетов изготавливаются и забиваются на определенную глубину сваи нужных размеров, а затем к вмонтированным в них болтам крепится рама лебедки. При правильном выполнении конструкция будет достаточно надежной, чтобы с ее помощью можно было выполнять работы высокого уровня сложности. 

Лебедки по лучшим ценам - на нашем сайте вы можете купить ручные и электрические лебедки с доставкой в любой регион России.

www.crantal.ru

Конструкция - фундамент - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4

Конструкция - фундамент

Cтраница 4

Конструкцию фундамента следует делать симметричной относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения вала машины.  [46]

Конструкцию фундамента выбирают в зависимости от характера работы каркаса сооружения, нагрузок, которые передаются на фундаменты сооружения и на фундаменты оборудования, состояния грунтового основания, на которое передаются нагрузки.  [47]

Такая конструкция фундаментов под колонны холодильника позволяет уложить противокислотную изоляцию и гидроизоляцию из полиизобутилена и рубероида в виде сплошного ковра, сделав ее более надежной.  [48]

Такая конструкция фундаментов предотвращает всплытие резервуаров при их опорожнении; Конструкция резервуаров рассчитана на применение в районах с сейсмичностью до 7 баллов и расчетной температурой воздуха до - 65 С.  [50]

Поэтому конструкции фундаментов под агрегаты буровых установок носят временный характер и выполняются либо из дерева, либо из металлоконструкций, которые при монтаже установки также перевозятся.  [52]

В конструкции фундамента применены в основном сборные элементы двух видов: стойки квадратного сечения и балки таврового сечения. Исключение составляют два косых ригеля III и V рам, форма которых определяется условиями размещения оборудования агрегата.  [53]

Такая конструкция фундамента обеспечивает устойчивость только при-фундаментного слоя ( подсыпки), практически не увеличивая жесткости узла сопряжения днища со стенкой, и не влияет на неравномерность осадки основания резервуара.  [54]

Такая конструкция фундаментов приводила к большим расходам бутового камня, песка и цемента, значительным затратам времени и денежных средств.  [55]

Выбор конструкции фундамента производят по результатам инженерно-геологического и гидрогеологического исследований площадки строительства дымовой трубы. Основания могут быть естественными, когда без проведения дополнительных мероприятий они полностью удовлетворяют необходимым требованиям, и искусственными, когда требуются особые меры для увеличения их несущей способности.  [57]

Выбор конструкции фундаментов обычно основывался на приспособлении его к естественным условиям основания.  [58]

Расчет конструкции фундамента выполняется в соответствии с нормами в зависимости от применяемого материала по первому предельному состоянию на прочность всех работающих элементов. Этот расчет исключается при бутобетонных и бутовых фундаментах. Размеры их уступов назначаются в соответствии с табл. 3.3. Железобетонные фундаменты, подверженные воздействию агрессивных грунтовых вод, дополнительно должны рассчитываться по образованию трещин.  [59]

Прочность конструкций фундаментов под щековые и гирационные дробилки ( рамы, валки и ослабленные элементы конструкций стен) проверяют на действие собственного веса всех элементов конструкций и оборудования и горизонтальной силы Яд, заменяющей динамическое действие машины.  [60]

Страницы:      1    2    3    4    5

www.ngpedia.ru

Расчет на опрокидывание фундамента: устойчивость

Представить себе опрокинутый фундамент частного дома достаточно сложно. Естественной причиной, по которой возможно опрокидывание небольшого дома, является ветер огромной силы, способный за счет парусности строения опрокинуть его набок. Например, как одиноко стоящую сосну, у которой нет фундамента, но вместо него есть корни.

Варианты возможных поворотов и смещений фундамента

Рис. 1. Варианты возможных поворотов и смещений фундамента: а — осадка с поворотом, б — осадка с поворотом и смещением, в — сдвиг по подошве.

Какой расчет необходим для основания дома?

Исходя из прямого назначения, которое состоит в равномерной передаче нагрузки сооружения на грунт, необходимо выполнить расчет ширины его опорной части и ее прочность.

Для этого необходимо определить вес сооружения, включая и собственный вес основания.

В расчет на прочность фундамента должны войти и снеговые нагрузки, передающиеся на него от кровли в зимнее время, и вес всего, что будет смонтировано и внесено внутрь помещения (отопительная система, водоснабжение, канализация, мебель и т. п.).

Ветровые нагрузки на невысокое здание в расчет фундамента на прочность не включают. Эти нагрузки учитывают, когда выполняют расчет на прочность такого элемента кровли, как мауэрлат, с помощью которого через стены они передаются на основание дома.

На рис. 1 показаны варианты возможных поворотов и смещений фундамента: а) осадка с поворотом, б) осадка с поворотом и смещением, в) сдвиг по подошве.

Дом с опрокинутым фундаментом

Рис. 2. Неправильный расчет прочности фундамента может привести к опрокидыванию всего сооружения.

На мелкозаглубленное основание в зимний период действуют выталкивающие силы, возникающие в результате пучения грунта. Неравномерное распределение этих сил и может привести к потере устойчивости фундамента, показанное на изображении, особенно в том случае, если по каким-либо причинам на основание не было возведено строение. Чтобы в этом случае исключить потерю устойчивости, грунт необходимо защитить от промерзания.

Если произошла потеря устойчивости, когда строительство дома было закончено, следует искать ошибки при расчете требуемой прочности. Но это все же не должно было привести к опрокидыванию всего сооружения, как это показано на рис. 2. Изображен небольшой дом, опрокидывание которого произошло не потому, что не был выполнен соответствующий расчет фундамента. При определении размеров основания и его заглубления, не были учтены физические свойства грунта (на изображении видно, что это песчаный грунт).

Вернуться к оглавлению

Нужен ли расчет основания частного дома на устойчивость?

Фундамент, который под действием внешних сил не опрокинется, не сдвинется в горизонтальной плоскости вместе с грунтом, считают устойчивым. На устойчивость рассчитывают фундаменты таких ответственных элементов, как опоры мостов, заводских труб и т. п.

В отличие от заводских труб расчет фундамента частных домов на опрокидывание можно не выполнять. И причина в том, что эти дома имеют сравнительно небольшую высоту. Если у заводской трубы центр тяжести и равнодействующая силы ветра находятся на значительной высоте от фундамента, в результате чего может образоваться момент достаточный для нарушения устойчивости, то для низкого строения, расчет по этому фактору просто не нужен.

В частном секторе в настоящее время также появляются отдельные строения, которые требуют расчетов их оснований на такое воздействие. Например, ветровые генераторы. На рис. 3 представлен 1 из вариантов основания для такого генератора. Следует обратить внимание на глубину заложения основания. Она явно превышает глубину промерзания грунта. Остальные же размеры на изображении 3 могут служить только для ориентирования и могут отличаться от фактических размеров. Высота вышки — НВ, для надежной работы генератора, зависит от местности, но в среднем ее можно считать равной 20 м.

Вернуться к оглавлению

Определение опрокидывающего момента

Схема основания ветрового генератора

Рис. 3. Схема основания ветрового генератора.

На рис. 4 приведена расчетная схема с указанием сил, действующих на фундамент. Основным фактором, создающим опрокидывание, является момент MU, а основным препятствием этому является сила FU. Именно эта составляющая препятствует потере устойчивости.

Равномерно распределенная нагрузка Р представляет собой реакцию грунта на действие силы FU. Сила Qr оказывает влияние на сдвиг в горизонтальной плоскости. При расчете на сдвиг большое значение имеет коэффициент трения кладки по грунту. Для расчета на опрокидывание эту силу не учитывают

Для определения опрокидывающего момента MU необходимо знать скорость ветра и площадь сооружения, на которую он воздействует (парусность). Чтобы обеспечить работу ветрового генератора, необходима минимальная скорость, равная примерно 6-8 м/с. Однако, необходимо учесть, что скорости ветра могут быть значительно больше, поэтому следует рассчитывать на максимально возможную в данном районе скорость. Например, при скорости ветра 10 м/с давление составляет 60 Н/м2, а при скорости 50 м/с это давление составит 1500 Н/м2. В таблице № 1 приведены значения, по которым, зная максимальные скорости ветра, можно определить его давление.

Таблица № 1.

Скорость ветра, м/с
1 5 10 15 20 25 30 40 50
Давление, Н/м2 0,60 15 60 135 240 375 540 960 1500

Зная скорость ветра V и площадь лопастей SЛ, по таблице 1 определяем соответствующее давление и по этой площади вычисляем силу РЛ, приложенную к краю вышки, то есть на расстоянии НВ от поверхности земли. С учетом глубины h, на которой расположена подошва основания, плечо составит:

Н= НВ+h

Ветер будет действовать и на вышку по всей ее длине. Для определения площади, вначале определим среднее значение ширины вышки, LСР

Схема сил, действующих на фундамент

Рис. 4. Схема сил, действующих на фундамент.

LСР= (LВ+LН)/2, где

LВ-ширина вышки в верхней ее части;LН — ширина вышки у основания.

Определим площадь вышки, нормальную к направлению ветра:

SВ= НВ× LСР,

и теперь определим общую нагрузку РВ как произведение площади SВ на значение давления из таблицы 1. Эта сила будет приложена посредине высоты вышки.

Теперь можно определить опрокидывающий момент.

МU= РЛ×H+ РВ×( НВ/2+h)

Вернуться к оглавлению

Определение противодействующего момента

Для определения этого момента необходимо знать вес вышки со всеми устройствами, вес фундамента и вес грунта на нем. Анализируя рис. 4 можно сделать вывод, что противодействовать будет и грунт, расположенный по бокам по направлению действия опрокидывающего момента. Это действительно так, но только после того, как грунт станет достаточно плотным. А для этого потребуется определенное время. Поэтому в процессе строительства этот противодействующий фактор учитывать нельзя.

Как видно на рис. 4, расстояние от силы FU до точки О (проекция опорного ребра) равно а. Следовательно, условие устойчивости основания ветрового генератора будет:

МU≤ k×a×FU,

где k >1- коэффициент надежности.

Как предупреждение следует указать, что приведенный расчет не учитывает многих факторов, которые обязательно учитывают при строительстве высотных зданий, заводских труб, железнодорожных и автомобильных мостов. Поэтому имеет смысл привлечь специалиста даже для установки такого, на первый взгляд, не сложного сооружения, как вышка.

moifundament.ru

Параграф 2 установка лебедок на поверхности и в шахте

Параграф 2. Установка лебедок на поверхности и в шахте

1151. Проходческие лебедки устанавливают таким образом, чтобы углы отклонения (девиации) каната на барабане и шкиве не превышали 20 30. Угол наклона струны каната обеспечивает свободный его выход из помещения лебедки. Длина струны каната для проходческих лебедок не ограничивается. Проем для прохода каната защищается от попадания атмосферных осадков в помещение.

1152. Проходческие лебедки, устанавливаемые на поверхности, принимаются передвижного исполнения. Рама лебедки в передвижном исполнении приспособлена к установке на ней помещения контейнерного типа. Допускается установка лебедок в инвентарных зданиях сборно-разборного типа с соблюдением требований огнестойкости, теплоизоляции пожарной безопасности.

1153. Помещения проходческих лебедок соответствуют климатическим зонам их установки и обеспечивают установленный температурный режим работы лебедок.

1154. В помещениях контейнерного типа. Размеры проходов и дверей по высоте не менее 2-х метров, по ширине для дверей не менее 0,8 м и для проходов не менее 1 м. Ширину проходов к одиночным рабочим местам допускается уменьшить до 0,7 м, между оборудованием и строительными конструкциями, создавшими местные сужения, - до 0,6 м. При отсутствии прохода минимальное расстояние между оборудованием и стенкой 0,4м.

1155. В помещениях лебедок освещенность на уровне пола не менее 25 люкс.

1156. Помещения лебедок не допускается захламлять – посторонними предметами и оборудованием. Хранение в них горючих и смазочных материалов не допускается.

В каждом помещении лебедок находятся противопожарные средства и инвентарь в соответствии с проектом.

1157. Помещения лебедок закрытываются на замок. Вход допускается лицам, обслуживающим лебедки.

1158. На углубках стволов, осуществляемых с углубочных горизонтов, лебедки устанавливаются на стационарных полках (в стволах), на рабочих, вентиляционных или углубочных горизонтах, в нишах, камерах. К месту установки лебедок обеспечивается свободный доступ обслуживающего персонала. На стационарных полках лебедки устанавливаются под перекрытием (на нижнем этаже полка).

1159. На стационарных полках, где возможно постоянное присутствие рабочих, в горных выработках, где перемещаются люди и транспорт, лебедки ограждаются металлическими решетками высотой не менее 1,6 м.

1160. Размеры камер определяются из условий обеспечения проходов между лебедками, достаточных для транспортирования деталей и узлов лебедок, но не менее 800 мм. Со стороны стен камер оставляются монтажные проходы не менее 500 мм. Фундаменты лебедок со сторон, где не требуется свободное пространство для монтажа, осмотра и ремонта, допускается устанавливать вплотную.

1161. Проходческие лебедки, установленные на полках, в нишах, камерах или других горных выработках, освещаются. Норма освещенности мест установки не менее 25 лкс на уровне пола.

Параграф 3. Фундаменты лебедок

1162. Проходческие лебедки устанавливаются на сборно-разборных или монолитных фундаментах. При установке лебедок в горных выработках (в зависимости от крепости пород) допускается бесфундаментная установка лебедок при помощи анкеров. При этом предусматриваются мероприятия по отводу шахтных вод из приямков под барабанами лебедок. Проходческие лебедки в передвижном исполнении устанавливаются на инвентарных железобетонных блоках.

1163. Рабочие чертежи фундаментов из монолитного бетона выполняют на основании строительных заданий на фундаменты заводов – изготовителей лебедок, привязанных к местным условиям в соответствии с характеристикой грунта. Фундаменты сборно-разборной конструкции сооружаются по проекту.

1164. Верхняя отметка фундаментов и инвентарных блоков выше планировочной отметки пола или почвы выработки не менее, чем на 200 м.

1165. Фундаменты проверяются на правильность их расположения относительно ствола, на совпадение оси направляющих копровых шкивов с осью симметрии барабанов и перпендикулярность горизонтальной оси барабанов.

При сооружении фундаментов составляются акты на скрытые работы с заключением аттестованной лаборатории о качестве бетона.

1166. При эксплуатации лебедок фундаменты систематически осматриваются, в том числе, после первоначального их нагружения, экстремальных динамических нагрузок.

Осмотр фундаментов производится по всей обнаженной поверхности. Внимание обращается на появление трещин любого направления и на затяжку фундаментных болтов. При наличии незначительных трещин в любом месте фундамента ставятся маяки и проверяются ежесменно в течение нескольких суток в процессе работы лебедки под нагрузкой. В случае разрыва принимаются меры по укреплению фундаментов.

Параграф 4. Тормоза и стопорные устройства

1167. Проходческие лебедки имеют маневровый и предохранительный тормоза с независимым включением приводов, стопорные устройства. Исполнительный орган предохранительного и маневрового тормозов колодочного типа с грузовым или пружинным приводом.

1168. Допускается использование проходческих лебедок с ленточным предохранительным тормозом, ручным растормаживанием и ручным управлением стопорным устройством (кроме навески полков и люлек).

1169. Маневровый и предохранительный тормоза каждый в отдельности обеспечивают момент не менее двухкратного по отношению к максимальному статистическому моменту, создаваемому нагрузкой на барабане.

1170. При предохранительном торможении лебедок с электрическим приводом срабатывают оба тормоза, двигатель отключается от сети.

1171. Грузы предохранительного тормоза имеют ограждения, исключающие попадание под них посторонних предметов и травмирование обслуживающего персонала. Расстояние от груза предохранительного тормоза до пола при полном затормаживании лебедки не менее 150 мм. Зазоры между грузом и ближайшими частями или фундамента не менее 100 мм.

1172. Стопорное устройство проходческих лебедок имеет механический привод, а лебедки спасательных лестниц – стопорное устройство с ручным управлением.

1173. Навешенный на лебедку груз удерживается двумя тормозами, при этом стопорное устройство включено (наложено). Включение (наложение) стопорного устройства производится после окончания маневровых операций и перед подъемом груза при неподвижном барабане. Спуск груза осуществляется при выключенным (отброшенным) стопорном устройстве.

Параграф 5. Привод

1174. Проходческие лебедки имеют механический привод (электрический или пневматический), лебедки для навески спасательных лестниц – комбинированный привод (механический и ручной).

При проходке стволов глубиной до 70 м для навески спасательных лестниц и выполнения вспомогательных операций допускается применение лебедок с ручным приводом. При этом лебедки для навески спасательных лестниц оборудуются тормозом, стопорным устройством и сдвоенной зубчатой передачей.

1175. Механический привод проходческих лебедок обеспечивает линейную скорость перемещения каната на последнем (верхнем) слое навивки на барабан, не более 0,15 м/с, а лебедок спасательной лестницы – не более 0,35 м/с.

1176. Напряжение на пусковые аппараты лебедок подается перед началом спуско-подъемных операций, и снимается по их окончании.

1177. Производить спуск грузов лебедками под действием собственного веса не допускается.

Параграф 6. Контрольно-измерительная аппаратура и защитно-блокировочные устройства

1178. Проходческие лебедки с электроприводом имеют:

1) амперметр с нанесенной на шкале красной чертой, обозначающей предельную допустимую нагрузку;

2) вольтметр для контроля напряжения сети;

3) манометр для лебедок с пневматическим растормаживанием предохранительного тормоза;

4) максимальную и нулевую защиты.

1179. Проходческие лебедки с пневматическим приводом имеют:

1) манометр;

2) блокировку, приводящую к отключению пневмодвигателя и наложению тормозов при падении давления сжатого воздуха ниже допустимого.

1180. Проходческие лебедки с электроприводом, используемые для навески полков, опалубки, направляющих канатов, лебедки для наращивания технологических трубопроводов, установки элементов армировки при подготовке к эксплуатации оснащаются устройствами контроля натяжения канатов с автоматическим их отключением при недопустимом натяжении или ослаблении каната.

1181. Устройство контроля натяжения канатов отвечает требованиям:

1) обеспечивает непрерывный контроль натяжения каната при его движении;

2) автоматически отключает лебедку при превышении натяжения или ослабления каната более 10 %.

1182. Схемы управления лебедками имеют блокировку, не допускающую их включение в направлении подъема после срабатывания защиты от превышения расчетного натяжения каната и в направлении спуска при его ослаблении.

1183. Проходческие лебедки имеют блокировки, исключающие:

1) пуск двигателя при наложении предохранительном тормозе;

2) пуск двигателя в направлении спуска при наложенном стопорном устройстве;

3) пуск двигателя в направлении подъема при отброшенном стопорном устройстве;

4) растормаживание предохранительного тормоза при чрезмерном износе колодок для лебедок грузоподъемностью выше 10 т.

1184. Если канаты опалубки одновременно являются направляющими, предусматривается шунтирование защиты от их ослабления при спуске опалубки.

1185. При подготовке к эксплуатации лебедки с электрическим приводом и статическим натяжением каната 10 тс и более оснащаются аппаратурой защиты от превышения скорости.

Параграф 7. Управление лебедками

1186. Управления проходческими лебедками ведется по сигналам, полученным от рукоятчика.

Дистанционное управление с централизованного или групповых пультов управления осуществляется операторами. Вспомогательный обученный персонал, находится у полковых лебедок и наблюдает за нормальной их работой.

При ручном управлении предохранительным тормозом и стопорным устройством вспомогательный персонал находится у каждой лебедки независимо от назначения.

1187. При управлении группой лебедок схема управления предусматривает возможность совместного и раздельного включения лебедок для выравнивания натяжения в канатах.

1188. Электрическая схема управления проходческими лебедками предусматривает их аварийное отключение (наложение предохранительного тормоза) с места рукоятчика и со ствола.

Параграф 8. Эксплуатация пневмооборудования

1189. На воздухопроводе питания проходческих лебедок с пневмодвигателями и электрических лебедок с пневматическим приводом тормозной системы устанавливаются водоотделители.

1190. Воздухопровод не имеет участков, в которых может скапливаться вода. Если по условиям прокладки воздухопровода такие участки неизбежны, в низшей точке устанавливаются отстойники с кранами для периодического выпуска воды.

1191. Для обеспечения одновременной работы группы лебедок устанавливается магистральный кран на воздухопроводе их питания. Включение магистрального крана производится после осмотра лебедок и подготовки пульта управления каждой лебедки данной группы к спуску или подъему груза.

1192. Сечение подводящего трубопровода или шланга соответствует паспортным данным пневмодвигателя лебедки.

1193. Еженедельно проверяется (вручную) отсутствие заклинивания золотников выключателей, педального клапана, четкость срабатывания их возвратной пружины.

Разбирать заклинившей золотник при наличии давления воздуха в золотниковой коробке пульта управления не допускается.

1194. При малейшем нарушении управляемости пневматической лебедкой включается аварийный педальный клапан и предохранительный тормоз.

Глава 6. Канаты

Параграф 1. Общие требования

1195. При определении нагрузки на канаты трубопроводов (водоотлива или тампонажного раствора) считают ставы заполненными полностью, а при спуске бетонных смесей принимают нагрузку, соответствующую двум разовым подачам.

1196. Конструкции канатов выбирается в соответствии с требованиями по эксплуатации стальных канатов для различных подъемно-транспортных установок.

Применение импортных канатов, изготовленных не по отечественным стандартам, допускается в соответствии с законом «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах».

1197. В качестве канатных проводников для подъемных сосудов применяются канаты закрытой и полузакрытой конструкции или круглопрядные нераскручивающиеся однослойные канаты крестовой свивки с диаметром наружных проволок не менее 2 мм. Не допускается использование закрытых подъемных канатов в качестве проводников бадьевого подъема.

Подъемные и тяговые канаты людских и грузо-людских подъемно-транспортных установок принимаются грузо-людские марки В, остальные - не ниже марки I.

При проходке вертикальных стволов для подвески бадьи и проходческого оборудования применяются нераскручивающиеся канаты.

1198. Канаты для сосудов и противовесов шахтных подъемных установок имеют при навеске запас прочности не ниже:

1) 9-кратного - для людских и аварийно-ремонтных подъемных установок, людских и грузо-людских (при расчете по людям) двухканатных подъемных установок со шкивами трения, не оборудованных парашютами;

2) 8-кратного - для подъемных установок со шкивами трения одноканатных (людских, грузо-людских и грузовых) и многоканатных людских и грузо-людских подъемных установок;

3) 7,5-кратного - для грузо-людских подъемных установок, для подвески механических грузчиков (грейферов) в стволе, проходческих люлек;

4) 7-кратного - для грузовых многоканатных подъемных установок;

5) 6,5-кратного - для грузовых подъемных установок;

6) 6-кратного - для передвижных аварийных подъемных установок, спасательных лестниц, канатных проводников шахт, канатов для подвески полков при проходке стволов глубиной до 600 м, насосов, труб водоотлива, проходческих агрегатов;

7) 5,5-кратного - для резинотросовых уравновешивающих канатов, канатов для подвески полков при проходке стволов глубиной от 600 до 1500 м;

8) 5-кратного - для отбойных канатов, канатных проводников проходческих подъемных установок, для подвески проходческого оборудования, в том числе стволопроходческих комбайнов в стволах глубиной более 900 м, за исключением указанного в подпунктах 3) и 6), для подвески полков при проходке стволов глубиной от 1500 до 2000 м, для новых подъемных канатов при разовом спуске под подъемным сосудом негабаритных грузов и при навеске (замене) подъемных сосудов на многоканатных подъемных установках;

9) 3-кратного - от динамической нагрузки для тормозных и амортизационных канатов парашютов;

10) 10-кратного - для стропов многократного использования при опускании негабаритных и длинномерных грузов под подъемным сосудом, для сигнальных тросов грузо-людских и людских подъемных установок.

Стыковые соединения резинотросовых уравновешивающих канатов имеют запасы прочности в соответствии с требованиями «Инструкции по навеске и безопасной эксплуатации огнестойких резинотросовых уравновешивающих канатов (РТК) на скиповых подъемах шахт и рудников».

1199. Подъемные канаты для вертикальных стволов при максимальной длине отвеса более 600 м могут навешиваться, если отношение суммарного разрывного усилия всех проволок каната к концевому грузу (без учета массы подъемного каната) не менее:

1) 13-кратного - для людских подъемных установок;

2) 10-кратного - для грузо-людских подъемных установок;

3) 8,5-кратного - для грузовых подъемных установок;

4) 11,5-кратного - для подъемных установок со шкивами трения, одноканатных (людских, грузо-людских и грузовых) и многоканатных людских и грузо-людских установок, кроме двухканатных подъемов, не оборудованных парашютами;

5) 9,5-кратного - для многоканатных грузовых подъемных установок.

Запас прочности с учетом массы каната не ниже 4,5-кратного для грузовых подъемов и 5-кратного - для людских и грузо-людских подъемных установок.

1200. На одноканатных подъемных установках с канатными проводниками для обоих подъемных сосудов навешиваются головные канаты одного диаметра, конструкции и направления свивки.

1201. На каждом многоканатном подъеме, независимо от его назначения, устанавливается не менее двух уравновешивающих канатов.

1202. Тяговые канаты дорог вспомогательного транспорта имеют при навеске запас прочности не ниже:

1) 6-кратного - для подземных пассажирских канатных дорог, монорельсовых и напочвенных рельсовых дорог при расчете по людям;

2) 5-кратного - для монорельсовых и напочвенных рельсовых дорог при расчете по грузу, вспомогательных лебедок в наклонных выработках;

3) 4-кратного - для скреперных, маневровых и вспомогательных (по горизонтальным выработкам) лебедок.

Запас прочности натяжных канатов подземных пассажирских подвесных канатных дорог не ниже 6-кратного.

1203. Канаты рабочие (тяговые) для перемещения забойного оборудования имеют запас прочности не менее 3-кратного по отношению к номинальному тяговому усилию на их рабочих барабанах.

Предохранительные канаты забойных машин имеют запас прочности не менее 6-кратного по отношению к массе выемочной машины с учетом угла падения пласта.

1204. Канат для подвески грузчиков в стволе имеет не менее 7,5 – кратного запаса прочности. Подвеска грузчика к канату шарнирная. Канаты грузчиков заменяются через каждые 2 месяца, при наличии 5 % обрывов проволок на шаге свивки или при уменьшении диаметра каната на 10 % номинального.

Запас прочности каната определяется как отношение суммарного разрывного усилия всех проволок каната к расчетной статической нагрузке на канат.

Параграф 2. Испытание канатов

1205. Шахтные канаты испытываются в соответствии с «Инструкцией по испытанию шахтных канатов» на канатно-испытательных станциях, зарегистрированных в установленном порядке.

Резервный испытанный канат перед навеской допускается вторично не испытывать, если срок хранения его не превышает 12 месяцев.

Расчетная статическая нагрузка подъемного каната складывается из массы подъемного сосуда с прицепными устройствами, массы максимального груза и массы каната от точки схода со шкива до точки прикрепления к подъемному сосуду, находящемуся на нижней отметке подъема.

1206. Все подъемные канаты вертикальных и наклонных шахтных подъемов (за исключением канатов на грузовых наклонных подъемах с углом наклона менее 30°), канаты для подвески полков, cпасательных лестниц и проходческих люлек испытываются перед навеской.

Резинотросовые уравновешивающие канаты испытываются в соответствии с «Руководством по навеске и безопасной эксплуатации огнестойких резинотросовых уравновешивающих канатов (РТК) на скиповых подъемах шахт и рудников».

1207. Канаты, испытанные перед навеской, повторно испытываются (за исключением канатов в установках с одноканатными и многоканатными шкивами трения; канатов для подвески полков и нижних уравновешивающих канатов) в следующие сроки:

1) через каждые 6 месяцев - на людских и грузо-людских подъемных установках, для проходческих люлек;

2) через 12 месяцев после навески и затем через каждые 6 месяцев - на грузовых, аварийно-ремонтных и передвижных подъемных установках, для спасательных лестниц;

3) через 6 месяцев после навески, а затем через каждые 3 месяца - подъемные многопрядные неоцинкованные малокрутящиеся канаты (грузовые и грузо-людские).

Срок повторных испытаний канатов исчисляется с момента их навески.

Канаты, используемые для подвески спасательных лестниц и проходческих люлек, могут повторно не испытываться, если они проверяются прибором типа ИИСК в соответствии с требованиями таблице 10.

Шестипрядные подъемные канаты барабанных людских и грузо-людских подъемных установок с жесткими посадочными устройствами подлежат перепанцировке в прицепных устройствах не реже одного раза в 6 месяцев.

Таблица 10

Назначение и конструкция каната

Предельный срок службы,

лет

Порядок и условия продления

срока службы

Для подъемных установок со шкивом трения:

а) шестипрядные с

органическим сердечником:

оцинкованные

2

По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла - до 4 лет

неоцинкованные

1

По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла - до 2 лет

б) шестипрядные с

металлическим сердечником и многопрядные

1

То же

Уравновешивающие для

подъемных установок:

а) шестипрядные с

органическим сердечником

2

По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла через 6 мес. - до 4 лет

б) плоские стальные:

для машин барабанного типа

4

Не продлевается

со шкивом трения

2

По результатам осмотра через каждые

6 мес - до 4 лет для оцинкованных канатов

в) круглые многопрядные малокрутящиеся

2

По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла через каждые 12 мес. - до 14 лет для оцинкованных канатов

г) резинотросовые от стыка до стыка (или до конца у прицепного устройства)

5

По результатам осмотра и инструментального контроля обрывов тросов через каждые 2 года - до 10 лет

Амортизационные для парашютов клетей

5

По результатам осмотра через каждые 12 мес. - до 7 лет

Для тормозных парашютов

4

По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла через каждые 12 мес. - до 7 лет

Проводниковые и отбойные:

для шахт, находящихся в эксплуатации:

а) закрытые несущие

15

Не продлевается

б) прядевые

4

По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла через каждые 6 мес. - до 7 лет

для строящихся шахт

3

По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла через каждые 6 мес. - до 5 лет

Для подвески полка и проходческого оборудования (труб, кабелей и т.п.):

а) прядевые, которые можно проверить на потерю сечения металла

3

По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла через каждые 6 мес. - до 7 лет

б) прядевые, которые нельзя проверить на потерю сечения металла, например из-за стесненных условий

3

Не продлевается

в) закрытые подъемные

3

По результатам контроля потери сечения металла по всей длине, если он возможен, через каждый год - до 10 лет или по результатам испытаний отрезка каната, взятого у его нижнего конца, через каждый год в канатно-испытательной станции - до 7 лет

Для подвески механических грузчиков (грейферов) при проходке стволов

2

Не продлевается

textarchive.ru

ТЛ-8Б, ЛЭМ-8, ЛЭМ-10, ЛЭМ-15, ЛЭМ-20

Используются два основных вида крепление лебедки электрической: к раме или другим конструкциям здания либо к фундаменту. Помимо этих двух способов возможны и другие способы закрепления, такие как использование балласта, применение якоря.

Крепление к конструкции должно быть осуществлено так чтобы лебедка была установлена прочно и устойчиво. Во избежание деформаций строения требуется произвести расчет сил, которые будут действовать на конструкцию, особое внимание стоит обратить на сварные швы и толщину метала. Расчет должен быть произведен в соответствии с тяговым усилием и учетом технических характеристик самой лебедки.

Принцип крепление к фундаменту заключается в следующем, при заливки фундамента в бетон устанавливаются анкерные болты, и установка лебедки производится посредством крепления ее рамы на данные болты. Данный способ является наиболее предпочтительным, поскольку позволяет выполнить установку лебедки фактически в любом удобном для вас месте. При данном креплении лебедка будет прочно установлена и закреплена. Так же при невозможности заливки фундамента возможен вариант, при котором крепление происходит на бетонные сваи. При креплении на сваях необходимо произвести расчет размеров и глубины забивание свай в соответствии с техническими характеристиками устанавливаемого оборудования

Монтаж лебедки с использованием якоря связаны некоторые трудности. Горизонтальный якорь может представлять собой одно или несколько бревен, которые горизонтально, поперек оси лебедки зарыты в землю. К середине бревна закрепляют стальной канат либо тягу, концы которого под определенным углом выводят на поверхность земли. На поверхности они стыкуются, образуя петлю. К петле якоря при помощи винтовых стяжек прикрепляют раме лебедки. Данное крепление не рассчитано на перемещение большой массы груза, поэтому такое крепление применяют в основном для такелажных работ.

Иногда для закрепления лебедки в рабочем положении применяется балласт. При использовании балласта необходимо тщательно рассчитывать массу груза, которая будет перемещаться, поскольку при данном закреплении возможно опрокидывание оборудования.

При работе с лебедками необходимо соблюдать требуемые правила по технике безопасности при работе с лебедкой. Поэтому к работе с лебедкой могут быть допущены операторы, хорошо знающие управление и устройство лебедки.

Во время эксплуатации лебедки необходимо помнить о правилах безопасности:- категорически запрещено переступать трос во время работы механизма; - при работе с лебедкой требуется использовать брезентовые рукавицы или перчатки с утолщениями на концах пальцев перчаток, но ни в коем случае не обычные перчатки. Использование рукавиц предпочтительно, поскольку в механизмы лебедки может засосать только рукавицу, а в случае с перчаткой возможно попадание руки; - при сильном натяжении трос может лопнуть, это приведет к нанесению тяжелых травм окружающим рабочим. Чтобы такого не случилось, под середину натянутого троса желательно положить какой-либо тяжелый предмет, это погасить разлет хлыста при обрыве; - рекомендуется использовать оборудование, которое продаются в комплекте с лебедкой. К примеру, блоки или полиспасты. Они дают двойной выигрыш в тяговом усилии, что может оказаться очень полезным; - если лебедка эксплуатируется при тяжелых условиях, настоятельно рекомендуется герметизировать двигатель, дополнительно смазать редуктор, передачи, оси роликов, протянуть крепеж и проводки. Кроме этого необходимо сервисное обслуживание - разборка и смазка.

zavodlebedok.ru